Об авторе и его картине: Илья Ефимович Репин (1844-1930)-выдающийся русский живописец. Уже с детства проявилось у Ильи желание рисовать, когда впервые в его руки попали акварельные краски. С шестнадцати лет он устраивается работать в кочевую иконописную артель. Проработав в артели несколько лет, молодой Репин направляется в Петербург поступать в Императорскую Академию художеств. Но ему удалось поступить только со второй попытки уже после обучения в рисовальной школе. Идея создания картины Бурлаки на Волге впервые пришла живописцу еще во время учебы в 1868 году. Работая как-то на этюдах, он увидел наёмных работников, которые на лямках тянули по реке тяжелую барку. Загруженное товаром судно, которое само не может передвигаться по воде, с помощью этих людей медленно перемещалось. Репина поразил контраст между людьми, праздно гуляющими по берегу, и бурлаками, вынужденными таким образом зарабатывать себе на хлеб.
Летом 1870, когда Илья Ефимович вместе с живописцами Ф.Васильевым и Е.Макаровым находился в творческой поездке по Волге, он увидел персонаж для своего будущего полотна. Живописец просил Канина позировать ему, изобразив его потом на холсте на переднем плане. Так началась подготовка к созданию картины Бурлаки на Волге, которая сделает Репина знаменитым. Изначально замысел его полотна был построен на контрасте между светской публикой и бурлаками. Но после поездки на Волгу он отказался от своих планов обличить общество, в котором они тогда жили. Увидев с близкого расстояния жизнь бурлаков, пообщавшись с ними, Репин решил сделать их героями своей картины. Он теперь стремился показать тяжелую жизнь этих сильных и мужественных людей.
После восьми лет учебы в Академии художеств вместе с получением звания художника первой степени, он получает право на заграничную стажировку. Но поездку пришлось отложить, так как живописец не мог прервать работу над картиной.
В начале 1872 года он венчается с Верой Алексеевной Шевцовой. Их брак продлится пятнадцать лет. Вскоре Репин вместе с женой едут в Москву на открытие гостиничного ресторана «Славянский базар», где он выполнял заказ: на большом полотне были изображены знаменитые композиторы разных эпох. После этого супруги направляются в Нижний Новгород. Там художник делает зарисовки и снова наблюдает за бурлаками, выискивая типажи для своей картины.
В октябре в их семье родилась первая дочь. Ее назвали в честь жены Верой. Позднее, в 1884 году, Илья Ефимович изобразит ее на картине «Стрекоза». Всего в семье Репиных было три дочери и один сын.
В 1873 году живописец завершил работу над картиной «Бурлаки на Волге». Она стала сенсацией в художественном сообществе. Многие ее приняли восторженно, но было и немало отрицательных отзывов со стороны Академии художеств. Вскоре после этого художник вместе женой и дочерью отправляется на стажировку в Европу. После посещения Вены, Венеции, Флоренции, Рима и Неаполя он решает на год остановиться в Париже. Там Репин создает картину «Садко», за которую в 1876 году он получает звание академика.
Вернувшись в Россию, семья Репиных живет какое-то время на родине живописца в Чугуеве недалеко от Харькова, затем в Москве, а потом возвращается в Петербург. За это время художником было создано большое количество живописных полотен. Несколько его работ стали классикой русского изобразительного искусства.
С 1894 по 1907 год Репин будет работать преподавателем в Академии художеств. Среди его учеников были знаменитые живописцы Грабарь, Кустодиев, Билибин, Бродский.
В 1899 году художник купил усадьбу, названную им «Пенатами». Она находилась в дачном поселке Куоккалла на Карельском перешейке. После Октябрьской революции в 1918 году эта территория отойдет Финляндии. В этой усадьбе они со второй женой писательницей Натальей Нордман будут жить с 1903 года. По средам в «Пенатах» они устраивали приемы, где хозяева сами готовили угощения и накрывали на стол. У них в гостях бывали студенты, музыканты, художники, поэты и писатели. Когда в 1914 году Нордман умерла от туберкулеза, то Репину помогать по дому стала его старшая дочь Вера. В «Пенатах» художник будет жить до самой смерти. Его не стало 29 сентября 1930 года.
Сочинение-описание картины Бурлаки на Волге
На картине Репина «Бурлаки на Волге» мы видим изможденных людей, тянущих с помощью бечевы по реке баржу. К этой бечеве пристёгнуты лямки, которые можно увидеть на груди бурлаков. От нищеты и безысходности они вынуждены выполнять эту работу, требующую нечеловеческих усилий. Обессиленные бурлаки, словно тягловые животные, из последних сил тянут по воде огромное судно. По их напряженным лицам становится понятно, сколько усилий они прилагают. Лица и кисти рук у всех загорели на солнце и стали очень смуглыми. Изнемогая от жары и усталости, они с трудом передвигаются по мокрому и рыхлому песку. Лямка на груди впивается в тело, принося невыносимую боль. Одежда у всех ветхая. От такой работы она быстро превращается в лохмотья. Почти все бурлаки обуты в лапти. В них ноги не так сильно утопают в песке. Но кто-то идет босиком. Возможно, их лапти размокли в речной воде и развалились. Один мужичок идет в сапогах. Кажется, что в такую жару это страшное мучение.
Автор смог так построить композицию, что эта ватага нищих и обездоленных выступает и как единая, связанная одной судьбой группа людей, и одновременно мы можем видеть личность каждого из них.
Во главе артели идет выносливый, умный и сильный Канин. Он одет в зеленовато-коричневую рубаху и такого же цвета штаны. Повязанная поверх волос тряпица прикрывает его голову от палящих лучей. По лицу Канина видно, что это человек несгибаемой силы воли и мужества. Даже находясь в таких невыносимых условиях, он всё-таки находит время ухаживать за своей одеждой. На его рубашке и штанах аккуратно пришиты заплатки.
Справа от него идет здоровенный громила в почти истлевшей одежде неопределенного цвета. А с другой стороны можно увидеть Ильку-моряка в черных штанах и в разодранной коричневой рубахе. Он хоть и невысокого роста, но достаточно сильный и крепкий. Это единственный персонаж, который смотрит с полотна прямо в глаза зрителю. Словно просверливает насквозь своим взглядом.
Совершенно не вписывается в бурлацкую артель молодой деревенский парень Ларька. Этот хрупкий юнец, видно, тоже оказался здесь не от хорошей жизни. Его одежда вся разодрана. Хорошо видно, что парень устал. Он словно пытается сбросить с себя надоевшую, причиняющую боль лямку. Этот его порыв не случаен. Ларька- это олицетворение другого, молодого поколения. И это поколение можно охарактеризовать как работящее, умное, решительное и не желающее жить по-старому.
Чтобы показать резкое отличие нового поколения от изжившего себя старого, Репин рядом с Ларькой с одной стороны изобразил больного измученного старика, смахивающего со лба пот. А бурлак с другой стороны изображен пожилым, седовласым, покорившимся своей судьбе. Самым последним идет худой, выбившийся из сил мужичок. Он низко склонил свою голову и еле-еле передвигает ноги.
Позади всей процессии простирается широкая и глубоководная Волга. На поверхности воды можно увидеть отражение голубого неба. Вдали едва заметен противоположный берег. По воде перемещаются самоходные баржи и парусные суда. Судно, которое тянут бурлаки, тоже парусное. Перемещаться на нем по реке против течения проблематично. Хозяину проще было нанять бурлаков.
Репин на холсте показывает нам одиннадцать совершенно разных нищих и полуголодных мужиков. Эти несчастные люди со сложной судьбой, но они не сломленные. У них железная сила воли и выдержка. Далеко не каждый сможет как они жить и работать в таких невыносимых условиях.
Сочинение-описание картины Бурлаки на Волге 5, 6, 9, 10 класс